Меню
Живая статистика
Favorite Music > Обзоры > Волосы

Американский хиппи-рок-мюзикл в 2-х действиях

Голосовать:
Комменты (10)

Вебсайт
Историческая справка
Тексты
Стиль: Rock Musical


Текст
Василий Козлов

Волосы


Американский хиппи-рок-мюзикл в 2-х действиях
Пьеса и стихи ДЖЕЙМСА РАДО и ДЖЕРОМА РАГНИ в переводе Гарика Осипова, Алексея Чуланского, Андрея Россинского и всего племени
Художественный руководитель Стас Намин
Режиссура и хореография БО КРОУЭЛЛ
Действующие лица и исполнители:
Клод – Павел Копылов
Бергер – Олег Лицкевич
Шейла – Марина Чернявская
Вуф – Алексей Казаков
Дионн – Наталья Шатеева
Джинни – Анна Липко
Крисс – Валерия Диордица




   Бывают в жизни события, которых избежать нельзя. Порой какая-нибудь идея озаряет тебя, но какой бы новой и притягательной она ни казалась, она растворяется нереализованной среди повседневных проблем. Бывает наоборот, когда спустя годы дремавшая и зудевшая в недрах сознания она вылезает, и каким-то образом вовлекает тебя самого в свою реализацию. Ты не успеваешь оглянуться, а уже поглощен ее силой, яркостью и притягательностью.
   Важно различать такие идеи в своей жизни, ведь именно они составляют опорные точки персональной истории.
   Хотя, скорее всего, такие вещи в большей степени развиваются и свершаются вне зависимости от нашего веления.
   Между днем, когда я узнал про мюзикл «Волосы», и днем, когда я попал на него, прошло более двух лет. Это были два разных человека: один – замкнутый в себе парень, мельком увидевший на улице рекламный плакат с невесомой для него надписью «американский хиппи-рок мюзикл», и другой – другой, изменивший свое миро- восприятие и отношение не только под внешним влиянием жизни, но и по собственному намеренью, внимающий каждому звуку и движению на маленькой сцене театра Стаса Намина.
   За прошедшие два года со мной случилось всякого, причем некоторые события из происшедших напоминали мне о нереализованной идее. Моя тогдашняя нетвердость, одиночество во взглядах и очередь жизненных перипетий тщательно заметали следы того смутного желания и слабой уверенности в том, что мне это надо, тем не менее, идея оказалась сильнее. Идея оказалась из тех самых. Она провела меня, руководя откуда-то изнутри, через тернии к своей реализации и попала в самое мое неспокойное сердце.

Театр


   В театр музыки и драмы Стаса Намина билеты должны стоить в десять раз дороже.
   Он расположен на берегу Москвы-реки, почти напротив пристани так, что в театр можно отправиться не на метро или автомобиле, а на речном трамвайчике «Москва-90». Или пешком… Через фантастический Андреевский пешеходный мост.
   Я не хочу сказать, что время миновало это место, примером тому – модерновый мост, опоясанный прозрачным туннелем. Здесь все так вновь, все так современно, но в тоже время так непохоже на обычный старомосковский образ театра. Летняя кафешка с креслами и гамаками под открытым небом; билетная будка при входе; буфет, оформленный a-la граффити; винтовая лестница, ведущая на бельэтаж, и, наконец, сам маленький, уютный партер.
   Сдается мне, что вопреки всей культовости и престижности Табакерки, театра Луны и пр. именно здесь скрывается тайна. Ее сложно разыскать даже на небольшой территории театра, она не прячется за крупными ценами на билеты, ее не привносят на сцену звезды всероссийской величины… Она появляется каждый раз, когда зрители занимают свои места, а актеры – свои, когда гаснет свет, и музыканты начинают извлекать музыку из инструментов … Появляется и, конечно, исчезает… Она очень привередлива и ставит много условий, но всегда готова раскрыться пред тобой и заронить в душу (участника) необъяснимое чувство восторга, трепета, подъема и воодушевления, ощущение наполнения, четкое сознание того, что ты постиг суть тайны, но абсолютную беспомощность в попытках объяснить, в чем же ее суть.
   До тех пор, пока однажды ты, быть может, не вернешься обратно и, если все условия будут соблюдены, не попытаешься снова уловить ее:

До нее бы добраться
Вдруг она красой своей убила многих
И теперь сидит в режимах строгих
Боже мой, не надо, вау!
я давно мотаюсь по белу свету
я бегу, бегу, по кругу
О, Донна, о-о, Донна,
О-о-о, я ищу подругу


Мюзикл


   Итак, собираясь на «Волосы», я был подготовлен ко встрече с этим мюзиклом. Я уже не раз прогонял полюбившиеся мне песни из американской версии, подпевал некоторые слова и насвистывал приятные уху мелодии. Я изначально был настроен на то, что мюзикл мне понравится, хотя весь этот пестрый саундтрек никак не складывался у меня в сознании в общую картину. Я знал, что это – мюзикл-протест против давно прошедшей войны во Вьетнаме, протест молодежи 60-х против слепого повиновения родительским устоям, против обыденности и формальности жизни, но каким образом выразить такой протест в музыкальной постановке, оперируя имеющимся у меня на CD набором песен, догадаться я не мог.
   Нууу… Сюжет оказался действительно прост, и не в пример многим другим образцам подобного жанра упор в этом мюзикле был сделан на мюзику, песни, многие из которых оказались лучше своих англоязычных аналогов. Секрет здесь кроется, наверно, не только в том, что я услышал их в живом исполнении, под живую музыку. Когда любимый мой рок 60-х грянул из огромных колонок, чересчур огромных для такого маленького зала, и актеры запели в свисающие с их ушных дуг микрофоны, мне не надо было никакого Максидрома. Я подпевал, где по-английски, где уже по-русски, на одном дыхании успев подхватить повторяющийся припев. Слова были просты и понятны и удивительным образом вписывались в музыку, более 30-ти лет назад написанную под совершенно другой язык. Переводчики сотворили чудо, и я был несказанно рад, когда нашел-таки в Интернете либретто.

Манчестер, Ингланд, Ингланд
Почти на краю земли
я знаю, я гениален -
Мне сказал Господь
Ну, а мой Господь
А мой Господь
Во мне
Во мне Manchester, England England

Across the Atlantic Sea
And I'm a genius, genius
I believe in God
And I believe that God
Believes in Claude
That's me...
That's me!



   Но одних песен не достаточно для мюзикла, можно ведь просто сделать радиопостановку. Для полноценного мюзикла нужно что-то еще. И это что-то – дух, ощущение, нечто, захватывающее дух…
   Светловолосая девушка в потертых джинсах прошла мимо рядов, поднялась на сцену, вглядываясь в глубь зала, выискивая глазами кого-то среди предмюзикальной возни с местами и билетами. Увидав подружку в первом ряду, она спрыгнула рядышком, легко хлопнула ее по плечу и, забрав недокуренную сигарету, вернулась с нею обратно на подмостки. Другие участники представления собирались на сцене, медленно подтягиваясь из разных уголков зала, приветствовали и обнимали друг друга, словно только что соскочили с подножки трамвая или примчались на метро, короче, давно не виделись. Заметив знакомых из зрителей, они радостно махали им руками… Сигарета светловолосой девушки была передана уже кому-то другому на пару тяжек перед работой. Музыканты тоже были приняты за своих, будто музыкантами они были лишь по замыслу режиссера, но, несмотря на всю свою странность присутствия на сцене, неторопливо лабали какой-то столовый рок (если рок вообще может быть столовым). В общем, все друзья перездоровались, а кто не перездоровался, те все равно ощущали какую-то общность. И вдруг музыка вздрогнула, невидимой рукою подобрав актеров, заставив их тем самым очутиться в стартовых положениях, и грянула уже вполне осмысленно. Актеры, постепенно преображаясь в персонажей, подхватили ее, и понеслось…



Лунный путь лежит к Седьмому дому
Юпитер заслоняет Марс
Планеты в мире и согласье
И звезды любят нас
Восходит Водолей
О, Водолей!...



   Я слышал много разных сравнений, шел по следу всяческих параллелей и глядел сквозь разнообразные призмы, в том числе и времени, начиная от сопоставления нашей сегодняшней России с Америкой 1960-х и вплоть до Америки 2060-х. Вывод напрашивался не всегда однозначный, но на этот раз я был поражен, как много общего и близкого нашлось у сегодняшних нас с той золотой ненашенской порой. Мюзикл оказался актуальным! Пусть, может быть, только для меня в том зале в тот теплый июньский вечер четверга. Не знаю, чем он был для тех безобразно милых девчушек, смело подпевавших актерам, ловивших все их шутки и выходы, без оглядки вступающих иногда в не немой диалог со сценой, – либо еще одним способом выразить свой подростковый протест, либо жадным желанием приобщиться к актерскому ремеслу, либо чистой энергией восторга!
   Но для меня!... это была еще одна составляющая духа.
   Главный герой – Клод Хупер Буковски из Мухосранска в исполнении Павла Копылова (и не хиппи, и не рокера, хотя чуть ли не двойника Макаревича из «Машины времени») – со своей мечущейся душой полу-хиппи, полу-добропорядочного гражданина так был мною понимаем. Он так же хотел выделиться из ровной массы, выпендриться, соригинальничать, показать свою уникальность и гениальность, впрочем, свойственную каждому человеку на Земле, и в то же время, обуреваемый сомнениями, старался не выпасть из рамок приличия, не извратить «нормы» и не перевернуть их вверх тормашками. Клоду приходит повестка.
   На медкомиссию… Правда... Самая настоящая… Вы забыли? Вьетнам и все такое…
   И это снова перехлестнулось с моей реальностью: бегство от службы в армии, стремление улизнуть, обмануть государство, победить систему, внутри которой мы все иллюзорно свободны, но, не осознавая этого, являемся заложниками. Система играет в свои большие игры, подминая под себя человеческие жизни во Вьетнаме… Тьфу! В Чечне. А ты лишь тот заключенный в образцовой тюрьме, где в камере у тебя есть телевизор и мнимое ощущение свободы…
   И вот у Клода появляется реальный шанс. Не просто вызывающе себя вести, а сделать реальный, значимый выбор. Этот выбор не прост, ему есть, что терять в этом мире. Вокруг него друзья-советчики, возможно, более удачливые, чем он. Рядом с ним Бергер – лидер племя – давно поставивший крест на своей нормированной жизни и удачно скрывающий в душе какую-то, очевидно, давнюю драму не только от своих друзей, но и от девушки, не позволяя ей проявлять никакие чувства. Для него все мосты давно сожжены, и он советует Клоду сжечь повестку.
   Еще рядом – любимая девушка Клода. Для нее вопрос давно решен: социум бросил ее одну, беременную, и чтобы восполнить пробел, она кидает себя то на митинг, то на забастовку. Надо сказать, что округлая девушка, поднимающая вопросы загрязнения окружающей среды («с тех пор, как грохнул реактор, мне не нужен Max Factor») смотрится очень эффектно и выигрышно, например, для журналистов. Интимная жизнь не сложилась, наляжем на общественную. Правда, Клод – такой выхоленный, нехипповый, откормленный – видится для нее шансом вернуться обратно в строй. Еще бы, для женщины, да еще и в положении возврат к благам цивилизации очень заманчив. Все имеет свое материальное обоснование, но мне хочется верить, что помимо прочего, Джинни действительно влюблена в Клода и не хочет терять возлюбленного, отдавая его системе.
   Клод сомневается, и его выбор становится эпицентром всего мюзикла: сжечь повестку, продолжать свое бунтарство, или доблестно пойти «защищать» свою страну, и, естественно, остричь волосы…



Возник вопрос
Зачем копна волос
Зачем они растут
И там и тут
Их на башке не счесть
Зачем они? Бог весть
Забудь ты свой вопрос
Слушай "Роллинг Стоунз"



   Для кого-то – золотое, для многих – классическое время, а для героев того времени – это были обыкновенные будни, правда, не совсем заурядные будни. Знали ли они это, могли увидеть большое вблизи. С их точки зрения, они пели о жизни, о простых и не очень простых жизненных проблемах, которые, по сути дела, тревожат сейчас и меня.
   Приятно было уловить в этом всем нечто знакомое, как и приятно любому, когда он находит родственную душу, встречает понимание и стремится сопереживать. Остается только надеяться, что я всего лишь не вижу всего масштаба того времени, в котором живу, и когда-нибудь через много лет поэты и композиторы найдут, с чем обратиться к нашему времени. Ведь свой отпечаток оно оставит...
   Каким-то неожиданным образом отголоски далекой чужой войны прозвучали в моем сознании с театральных подмостков с новым смыслом. Это были те самые отголоски, которые проходят по вагону метро в облике искалеченных солдат, напоминающие нам, что жизнь состоит не только из мелочей: уборки, готовки, работы, оплаты за телефон, фильмов, мюзиклов, что где-то идет война, и ее кто-то тоже называет своей жизнью.

За горизонт ведет дорога - Волосы-2008


Фрагменты одной из первых постановок конца 60-х годов в Лос-Анжелесе


© 2002 Vasiliy Kozlov
Copyright
Доп. материалы

Rent (Богема) - The Motion Picture Soundtrack, 2005
Мюзикл Волосы / Hair на YouTube

Распространение материалов сайта Favorite Music без уведомления авторов запрещено. Copyright © 2001-2010 Basil

24.11.17 05:11 GMT